Обеспечение условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В 2017-2018 учебном году в колледже обучались двое студентов-инвалидов по программам подготовки специалистов среднего звена:

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов): Инструменты народного оркестра    2 чел , 1    Инвалид с детства
Вокальное искусство    4 чел,    1    Инвалид с детства

Административно-хозяйственный аппарат и педагогический коллектив колледжа обязаны, используя все имеющиеся материально-технические ресурсы, обеспечить поступающим, студентам и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам достаточно комфортные условия обучения.
В колледж принимаются инвалиды и граждане с ограниченными возможностями здоровья:
слабовидящие;
расстройством речи в форме заикания;
перенесшие детский церебральный паралич;
ортопедическими заболеваниями.
При проведении вступительных испытаний,  промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации  для граждан с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих требований:
допускается проведение вступительных испытаний, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации  для лиц с ограниченными  возможностями здоровья в одной аудитории совместно с лицами, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для  лиц с ограниченными возможностями здоровья;
материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание Учреждения (наличие пандуса, поручней), перемещения внутри здания по лестничным проемам (наличие поручней), входа в  аудитории (наличие двустворчатых дверных проемов) и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
при необходимости лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются присутствием ассистента, оказывающего им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором).
В колледже соблюдаются следующие требования в зависимости от категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабовидящих по их желанию вступительные испытания, экзамены в период  промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации  проводятся в аудиториях на  первом этаже здания колледжа;
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и слабовидящим поступающим при сдаче вступительных испытаний, экзаменов в письменной форме по их желанию предоставляются компьютеры в специально оборудованной аудитории № 2 на первом этаже здания колледжа;
слабовидящим поступающим задания  зачитываются ассистентом;
при выполнении письменных заданий лицами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и слабовидящими ответы могут по их желанию надиктовываться ассистенту;
для слабовидящих граждан обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
для слабовидящих граждан задания оформляются увеличенным кеглем 16-20;
для слабовидящих граждан для выполнения письменных (экзаменационных)  заданий предоставляется увеличивающее устройство;
для лиц  с тяжелыми нарушениями речи вступительные испытания, экзамены проводимые колледжем в устной форме, по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.
При поступлении в колледж абитуриенты (родители, законные представители несовершеннолетних) указывают в заявлении о необходимости создания условий при прохождении ими вступительных испытаний в соответствии с особенностями ограниченных возможностей здоровья или инвалидности.
При проведении промежуточной аттестации студенты (родители, законные представители несовершеннолетних студентов) подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий не позднее, чем за одну неделю до начала экзаменационной сессии.
Выпускники (родители, законные представители несовершеннолетних выпускников) не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, при проведении государственной итоговой аттестации.

Разработка программно-методического обеспечения по освоению  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов основных и адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена
При поступлении в колледж абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны указать в личном заявлении о желании обучаться по адаптированным программам подготовки специалистов среднего звена. В противном случае они обучаются по основным образовательным программам соответствующей специальности. 
Зачисление на обучение по адаптированным образовательным программам осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. 
Инвалиды при поступлении на адаптированные образовательные программы должны  предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированные образовательные программы должны предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

Структура и содержание адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Адаптированные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – адаптированные программы), реализуемые  в колледже,  разрабатываются  и утверждаются  самостоятельно на основе соответствующего федеральных  государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по  специальности в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Разработка и реализация адаптированных  программ подготовки  специалистов среднего звена ориентирована на решение следующих задач:
 создание в колледже условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
 формирование в образовательной организации  толерантной социокультурной среды.
Адаптированные  программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки являются системой  учебно-методических документов, включающей: 
федеральные  государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, утвержденные приказами  Министерства образования и науки Российской Федерации от  27 октября 2014г.                           №№ 1356,1359,1379, 1381, 1382, 1383, 1387, 1390 (далее – ФГОС СПО 2014г.);
перечень вступительных испытаний по дисциплинам, требующим наличие у поступающих определенных творческих способностей;
программные требования к вступительным испытаниям по дисциплинам, требующим наличие у поступающих определенных творческих способностей;
индивидуальный учебный план с самостоятельной образовательной траекторией;
календарный график учебного процесса;
расписание учебных занятий;
рабочие учебные программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС СПО 2014г. в части знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций,  с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
образовательные технологии с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
формы проведения промежуточной аттестации с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
контрольно-измерительные материалы и фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации; 
программы прохождения практик с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
формы проведения государственной итоговой аттестации выпускников с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
программы государственной итоговой аттестации;
материально-технические ресурсы реализации образовательных программ, учитывающие особенности индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
кадровое обеспечение.
Характеристика адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена
Адаптированные программы разрабатываются и утверждаются Учреждением  самостоятельно на основе соответствующих ФГОС СПО 2014г. по  специальности в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированные образовательные программы могут быть разработаны как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.
Адаптированные образовательные программы могут быть разработаны в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (с нарушением зрения – слабовидящих, с нарушением речи – заиканием, нарушением  и болезнями опорно-двигательного аппарата и пр.).
Адаптация образовательных программ  осуществляется с учетом рекомендаций, данных лицам,  поступающим для обучения или обучающимся в соответствии с  заключением психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации адаптированной образовательной программы по годам, включая теоретическое обучение, в том числе адаптационные дисциплины, практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы.

Расписание учебных занятий
Расписание учебных занятий, наряду с учебным  планом и рабочими программами, регламентирует организацию и регулирование  учебного процесса.    
В соответствии с учебным планом специальности расписание включает в себя расписания групповых и индивидуальных занятий, составляемые на каждое учебное полугодие и предусматривающие оптимальное распределение учебной нагрузки студентов  в течение учебной недели.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Численность обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в  самостоятельной учебной группе устанавливается до 15 человек.

Рабочие учебные программы
Рабочие учебные программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, видов учебной практики, интегрированных программ разрабатываются  в соответствии с требованиями ФГОС СПО 2014г.  в части государственных требований к знаниям, умениям, практическому опыту, практико-ориентированной подготовке, общим и профессиональным компетенциям, а также  с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Что касается дисциплины «Физическая культура», то при разработке рабочей учебной  программы учитываются особенности типов заболеваний и вносятся элементы соответствующей лечебной физкультуры, циклов реабилитационных упражнений, корригирующей гимнастики, дыхательной гимнастики по методы К.П. Бутейко и  А.Н. Стрельниковой.

Формы  реализации адаптированных программ
Варианты реализации адаптированных образовательных программ:
 обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей;
 обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;
 обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану. В этом случае возможно освоение им образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.

Психолого-педагогическая помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида  или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. 
Рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем  и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категории обучающихся. При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на индивидуальную работу, которую можно было бы назвать воспитательно-психологической. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету – формой поиска инструментальной социальной поддержки.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, поступая на учебу и имея при этом свой специфический индивидуальный опыт, отличный от других сверстников, зачастую во многом дезадаптированы, что является препятствием для успешного и полноценного освоения ими необходимых компетенций наравне с другими обучающимися.
Профессиональное образование обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция.
Целесообразным является систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся в данной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях создания толерантной среды.
Так же, как и учебная деятельность, внеучебная деятельность представляет собой отличную базу для адаптации.  Культурно-досуговые мероприятия, спорт, студенческое самоуправление, совместный досуг раскрывают и развивают разнообразные способности и таланты обучающихся.
Профориентационная деятельность по вопросам  трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе  обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья педагогические работники способствуют развитию творческих способностей таких студентов, активизации интереса к продолжению обучения по профилю специальности в организациях высшего образования и трудоустройстве.
Колледж совместно с министерствами культуры и образования Ставропольского края способствует заключению договоров о целевом обучении выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья для их поступления в соответствующие организации высшего образования по особой квоте.
Для трудоустройства выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья колледж предоставляет им информацию об имеющихся вакансиях, условиях работы, льготах, субсидиях,  размере оплаты труда на местах потенциального трудоустройства.